01 Типы фотокамер

Запускаю серию статей «Основы фотографии». Делаю это в первую очередь для своих учеников. Вопросы в комментариях приветствуются. И так, первая тема «Типы фотокамер».

tipfoto

В наше время, хоть все и предпочитают цифровые камеры, плёночные никто не отменял. Основное техническое преимущество плёнок большая фотоширота (плёнка может отобразить объекты с большой разницей в освещении), хотя ещё пару лет и цифра обгонит и в этом. Во всех остальных технических параметрах цифра давно уже обогнала плёнку.

А вот то самое «таинство» у плёнки цифра никогда не отнимет. Под таинством я подразумеваю невозможность посмотреть результат в процессе и то ожидание, пока плёнки проявляются. Так же и печать фотографии я считаю не менее творческим процессом, как и само фотографирование. Поэтому, что касается философии творчества, то плёнка здесь бесспорный фаворит.

Теперь разберёмся в типах плёночных фотоаппаратов:

1.1. Плёночные компактные камеры (они же «мыльницы»)

У кого раньше не было такого фотоаппарата? На них существует только одна кнопка спуска, не считая кнопки включения. Как правило нет возможности приближения и фокусировки. В общем то уже «вымирающий вид». Хотя отлично подойдёт тем, кого охватила ностальгия о прекрасном прошлом.

1.2. Плёночные зеркальные камеры (они же «зеркалки»)

Данные фотоаппараты отличает зеркальный принцип и сменные объективы. Зеркальный принцип означает возможность видеть в видоискателе то, что зафиксируется на плёнке. Подробнее об этом читайте в статье «Устройство зеркальных фотоаппаратов» (в разработке). В зеркалки можно поставить разные форматы плёнок, в зависимости от используемого формата плёнки зеркальные фотоаппараты делятся на: узкоформатные и среднеформатные.

1.2.1. Узкоформатные плёночные зеркальные камеры

Эти фотоаппараты используют плёнку 35-формата. Их отличает сравнительно со среднеформатными небольшой размер. Они могут быть как полностью механическими (например, Nikon FM2), так и автоматическими (например, Canon EOS 300V)

Nikon FM2

Canon EOS 300V

1.2.2. Среднеформатные плёночные зеркальные камеры

Эти фотоаппараты используют плёнку 120-формата. Их отличает физически больший размер негатива и как следствие возможность напечатать снимок большого формата. А также, большее количество деталей корпуса. В случае узкого формата это объектив и тело фотоаппарата, а в случае среднего формата — объектив, тело, задник с плёнкой, шахта или призма для видоискателя. Ещё забыл упомянуть про, не побоюсь этого слова, громадный видоискатель.

Конструкция среднеформатной камеры

Вид в шахту среднеформатной камеры

Соотношение сторон снимка в таких фотоаппаратах 6:6 или 6:7 что принципиально отличается от 3:2 и 4:3 остальных фотоаппаратов. В снимке формата 6:6 (квадратный) композиция передаётся и воспринимается иначе, чем в привычных прямоугольных 3:2. Так же как и узкоформатные они разделяются на механические и автоматические. Из механических самые популярные это — двухобъективные «скворечники» (например, Rolleiflex 2.8) и однообъективные Hasselblad (например, 503с). Из автоматических встречаются только однообъективные (например, Mamya RZ67). Ко всем таким фотоаппаратам можно прикрепить «цифрозадник» и переквалифицировать его в цифровой средний формат. Также эти фотоаппараты отличает своя «философия», потому что с камерой весом 3 кг особо торопиться не сможешь и репортаж точно не поснимаешь:)

Rolleiflex 2.8

Hasselblad 503cw

1.3. Дальномерные плёночные камеры (они же «дальномерки»)

Это такие же фотоаппараты со сменными объективами только без зеркала. Маленькие, бесшумные (как раз из-за отсутствия зеркала) и тоже имеют свою философию, а именно репортажную. В видоискателе большой обхват сцены и рамка посередине, по которой будет выполнено кадрирование объективом. Это позволяет наблюдать за событием и во время нажимать кнопку спуска, что так важно для динамики и репортажа в целом.

01_Leica Henri-CARTIER-BRESSON.-URSS.-Moscow

2.1. Компактные цифровые камеры (они же «цифромыльницы»)

В отличие от своих плёночных предшественников этим «ребятам» повезло больше, ведь они получили своё развитие гораздо позже, а значит и технологии по созданию цифромыльниц использовались более продвинутые. Как следствие мы имеем маленькие, практически миниатюрные камеры, как правило с трёхкратным приближением и в некоторых моделях даже с возможностью ручного фокуса. Этот сегмент в настоящее время очень развит и здесь существуют масса моделей. Всё меньше и меньше становится камер с видоискателем, но это и логично, ведь визирование можно легко делать и по жк-экранчику. Отдельно выделяются компактные камеры с возможностью ручных настроек (наличие режима M). Остальные камеры управляются одной кнопкой «сфотографировать» и фотограф уже никак не может вмешаться в процесс. Существуют дополнительные линзовые широкоугольные насадки. Основные лидеры цифромыльниц Canon и Sony. Отдельно отмечу водостойкие Olympus и широкоугольные Panasonic, но качество этих моделей оставляет желать лучшего.

2.2. Зеркальные цифровые камеры (они же «цифрозеркалки»)

Ну это наболевший вопрос! Практически на грани философского — «Что лучше: кэнон или никон?» С момента, когда зеркальная цифровая камера стала стоить меньше 1000$ тут начался целый ажиотаж и сейчас на этом поле развивается массовое сражение. Но самое обидное в этом то, что жертвы это мы с вами. Идёт настоящая информационная битва. У меня 10 Мп, а у меня 1600 ISO…всё это лишь слова. Для того чтобы в этом разобраться сначала нужно разобраться в истории вопроса. Здесь я лишь скажу, что всё это инструменты а по своей идеологии от своих плёночных собратьев ничем не отличаются. Автоматическая цифровая зеркальная камера — может снимать как в авто, так и в ручном режиме, в видоискателе видно то, что получится на самой фотографии. Единственное нововведение здесь это матрица. Ей и посвящена следующая статья «Типы цифровых матриц«. Вот по ним и надо выбирать себе камеру с технической точки зрения. Также узкоформатные цифрозеркалки условно можно поделить на несколько групп, но этому будет посвящена отдельная статья «Типы цифровых зеркальных камер» (в разработке).

2.3. Дальномерные цифровые камеры

Полный аналог своему плёночному собрату. Практически монополистом здесь является фирма Leica с их известными M-сериями (например, Leica M9). Причём цифровая версия лейки ничем внешне ничем не отличается от плёночной.

29229

В этом обзоре я обошёл мимо специфические модели фотоаппаратов, такие как ломо и полароид, а также панорамные, карданные и дальномерные-среднеформатные. Надеюсь будет желание, напишу и о них.

P.S.

Никогда не забывайте, что фотоаппарат это всего лишь инструмент. А задача любого инструмента помогать мастеру.