Олег Титяев о свете [часть 1]

s640x480s1

Как человек, проводящий много времени в студиях и вообще неравнодушно относящийся к фотографии, очень часто вижу, как начинающие, а порою и не только, фотографы буквально боятся света. Бывает, что после нескольких часов съемки «портфолио» наблюдаешь, что в студии фотограф даже не притронулся к свету. На вопрос администратора, что вам нужно, следует секундный взгляд в недра студии, обнаружение там четырех софтбоксов, оставшихся после предыдущей съемки и безразличный ответ, «так пойдет». Сам был свидетелем, как после такой съемки ни одна лампа не изменила своего положения.

А ведь съёмка портфолио это поиск модели светом, это «раскусывание» модели светом. Не покраска ее во всевозможные цвета, не взлохмачивание волос в голову-микрофон, а попытка предложить несколько своих решений, своих взглядов на то, как она может выглядеть. Хорошо сказал один фотограф — портфолио надо снимать быстро, постоянно меняя свет. Рецепт прост. Гениально.

Все знают, что чем свет ближе, тем он мягче. Однажды мы поспорили с одним фотографом (да и не с одним, и не раз) об этом. После 15 минутного своего раздумья (и моего беспрерывного аргументирования с энергичным маханием руками), он согласился, «да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы, которые мы ловим от стен». Даже большой софтбокс, отнесенный на большое расстояние превратится в очень жесткий источик. Только чтобы это понять, нужно одеть соты и выкрасить стены в черный цвет.  Это один из множества примеров, которые я могу привести, рассуждая об элементарной теоретической безграмотности, иногда просто нежеланием, а иногда и страхом всё это обсуждать и изучать.

У меня к сожалению нет много времени, чтобы писать посты каждый день, но я попытаюсь в нескольких статьях рассказать про студийный свет больше с сухой теоретической точки зрения, подкрепляя ее практическими примерами, которые буду брать из своих фотографий.

Итак начем:

1. РЕФЛЕКТОР

Когда я провожу мастер классы, то я обычно выстраиваю первую световую схему, используя только рефлекторы. Один рисующий, один заполняюший (рефлекс от задней стены), прорисовываю линию контровым светом, иногда прямым светом, иногда с рефлексом, и свечу на фон рефлектором с сотами.

Вот типичные примеры такой световой схемы, в правом примере я обошелся без контрового света.

s640x480s1 Array

Использую только рефлекторы. Делаю это из осознанной педагогической необходимости, показать, что научившись пользоваться рефлекторами, жестким светом, фотограф может достигнуть виртуозного обращения со светом, тогда он будет чувствовать свет. Софтбоксы не для ленивых — они для других целей.

Чтобы перейти к следующему разделу, расскажу немного о рисующем источнике света, который применен в этой схеме. Это обычный открытый рефлектор 9 дюймов. Он расположен вертикально вниз прямо над головой модели. Осуществляя поиск нужного положения, я стараюсь добиться того, чтобы свет от рефлектора прошел вдоль модели, приближая или удаляя рефлектор горизонтально от лица, а также меняя угол рефлектора, я стараюсь добиться такого эффекта, когда рефлектор дает мягкий свет на лицо модели (так как он очень близко, практически вплотную к лицу, и резкий, направленный свет на тело модели, освещая при этом всю лицевую поверхность тела где-то до уровня колен). Там уже обычно наступает глубокая тень, но такой свет это и предполагает. Т.е. я не лупил рефлектором в лоб, а попытался с помощью одного источника создать красивый, а самое главное цельный рисунок.

Кому-то сразу может показаться несколько сумбурным и туманным мой рассказ, поэтому чтобы начать во всем этом разбираться, мы начнем с описания нескольких видимых характеристик света, получаемых от рефлектора (да впрочем и от всех других источников света).

1. Рефлектор — это жесткий, направленный свет. Часть света отражается от стенок рефлектора и немного смягчает цвет. Выкрасите стенки изнутри в черный матовый цвет — вы получите еще жестче свет, часто это важно, когда имитируешь солнечный свет, но повышает требование к мощности света (часть света таким образом мы отсекаем)

2. Размер рефлектора — чем больше, тем мягче. Мы не ставим задачи получить жесткий свет, используя рефлектор, мы ставим задачу получить направленный, управляемы свет, поэтому существуют и довольно внушительных размеров рефлекторы, которые тоже должны быть в каждой студии.

3. Поле освещения — рефлекторы бывают широкоугольные, узкоугольные, средние, соответственно и изменяется поле освещение — круг света. Поле освещения можно оперировать (уменьшать размер), одевая соты (в арсенале любой студии должны быть соты всех размеров). Это важно еще для исключения рефлексов со стен (для этого еще используются шторки).

4. Распределение света по полю — по мне чем равномернее, тем лучше, хотя есть рефлекторы с фокусом, т.е. в центре находится более освещенный участок. Кстати, некоторые топовые производители света позволяют регулировать эти характеристики, сдвигая рефлектор относительно лампы источника света.

5. Граница поля освещения — одна из важнейших характеристик, резкая, рваная граница света попадающая в кадр, порой просто некрасива, с другой стороны некоторые рефлекторы дают мягкую, растушеванную границу, которая дает красивый градиент. Самая ужасная граница у портретной тарелки, но ее границу просто по назначению этого аксессуара (который я бы все-таки причислил к рефлекторам) использовать не предполагается.

6. Качество тени — подставьте руку и вы увидите, что тень от нее состоит из ступенек, на лице это будет не заметно, но когда свет достигнет стены, она уже будет распадаться на мелкие линии, и не придавать (кроме некоторых специальных случаев) дополнительной эстетики фотографии. Для ликвидации этого (а также для растушевки границы и распределению равномерно света по полю), а не для смягчения света, мы одеваем на рефлектор диффузные фильтры. Но это отдельная большая тема, как и съемка с применением больших диффузных фильтров для уже смягчения света.

7. Окраска света — каждый рефлектор имеет свой цвет. Посмотрите сравните, мне, например, иногда просто не нравятся по окраске света некоторые рефлекторы.

Вот несколько характеристик о которых я думаю и помню, используя рефлекторы. О которых я помню, сравнивая различные рефлекторы, какие-то становятся удобными, которые тебе подходят, с которыми удобно работать, к которым привыкаешь. Скажу, что когда прихожу в чужую студию, то часто сложно работать сразу, надо привыкнуть, и зачастую уже проводишь разведку боем, сравнивая, выбирая то что тебе нужно уже в процессе съемки.

Оригинал статьи здесь