Олег Титяев о свете [часть 6]

t61

В любой хорошо оборудованной студди вы как правило найдете множество фильтров (gels). Многие фотографы совершенно неоправданно забывают о грандиозных возможностях, которые сулит грамотное применение фильтров, и порой оставляют последним функцию “подкрашивания” фона.
В то же время в современной фотографии, равно как и в кинематографе, для создания красивой, иногда нарочито правдивой, иногда приукрасившей действительности, без широкого набора фильтров не обойтись.
Я постараюсь немного рассказать о различных видах фильтров, их свойствах, и конечно же применении, подкрепив свое теоретическое повествование примерами сделанных мною фотографий.

ДИФФУЗНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Первое, с чего мне хотелось бы начать — это диффузные фильтры.

Они выполняют две большие задачи:
- рассеивание света,
- понижение мощности.

Свойство понижения мощности мы не будем особо обсуждать, напомню, что когда у фотографа появляется необходимостью снимать импульсным светом, используя открытую диафрагму, он иногда сталкивается с тем, что нижняя граница диапазона мощностей импульсной лампы намного выше его ожиданий. Обычно это происходит с открытыми источниками света — рефлекторами, тарелками. Здесь и приходит на помощь это свойство фильтров. Одевая диффузный фильтр, мы понижаем мощность сета на такое количество ступеней, на которое нам необходимо это сделать. У каждого диффузного фильтра есть характеристика, описывающая на какое количество ступеней он понижает мощность источника. Есть даже специальные фильтры, имеющие серый нейтральный цвет, но снижающие мощность света на заданное количество ступеней. Такие фильтры не вносят никаких изменений в рисунок, в отличие от диффузных фильтров, которые, снижая мощность вносят существенные изменения в рисунок.

Другое свойство (и оно основное) диффузных фильтров мы используем, когда у нас возникает необходимость смягчать свет. Ведь мягкость света определяется с одной стороны конфигурацией излучающей поверхности (как в тарелке, зонте, или, например, работу через отражатель), либо применением рассеивающих тканей или гелей (как в софтбоксе, правда там играет роль еще и светоотражающая внутренняя поверхность).

Ярким примером смягчения света только с применением диффузных фильтров служит эта фотография:

t61

Здесь один между моделью и рефлектором (с сотами, единственным источником света на данной фотографии) поставлен экран размером 128 х 128 см с диффузным фильтром. Он рассеивает свет, и на модель падает уже не жесткий рефлекторный свет, а сильно рассеянный диффузным фильтром. Посмотрите, какая красивая тень получается в данном случае — она объемна. Причем перемещая экран ближе к рефлектору, мы будем делать свет более жесткий, наоборот к модели — более рассеянным.

На каком-то расстоянии фильтра от рефлектора мы столкнемся с тем, что мы начнем видеть тень от самого экрана, его проекция будет меньше, чем поле изображения. Здесь помогут уже специальные экраны, которые могут иметь размер до 6 х 6 метров, позволяющие нам давать мягкий рассеянный свет на большие площади.

Другое свойство, которое я учитываю, когда применяю диффузные фильтры — это растушевка теней. Когда на рефлектор одеваешь диффузный фильтр, он не влияет на жесткость света, но зато хорошо растушевывает границу теней.

Приведу пример двух фотографий с рефлектором — без диффузного фильтра и с фильтром.

t62

Здесь применен рефлектор без диффузного геля, вы видите что граница тени состоит из нескольких ступенек — результат действия открытого рефлектора.

t63

С другой стороны на этой фотографии, я применял диффузный фильтр, который очень красиво растушевал границы тени, не внеся существенных изменений в световой рисунок.

КОНВЕРСИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ

Вторая весьма широко применяемая группа фильтров — это конверсионная, т.е. здесь представлены фильтры которые сдвигают цветовую температуру и окраску из одного типа света в другой. Например, одеваем “теплый” фильтр (№204), который сдвигает цветовую температуру источника из 6500K в 3200K, и мы получаем импульс, который в итоге с применением этого фильтра, получает такую же цветовую температуру, как и галоген. Поставив два источника вместе, мы может получить множество интересных эффектов.

t64

Например, на этой фотографии, цветовая температура импульсных и галогеновых источников приведена к одному значению. На лицо и тело модели, а также на дым позади мотоцикла на просвет, светят импульсные источники света с “теплыми” фильтрами с отключенными пилотами. С другой стороны, на фронтальную часть мотоцикла, светят галогеновые лампы с рефлекторами. Фотографу остается увеличить экспозицию до секунды и проводить немного камерой, имитируя съемку с проводкой. Лицо и тело модели, а также дым, остаются резкими, потому что они выхватываются на доли секунды из темноты импульсным светом.

Эти фильтры служат также для создания различных эффектов, например, если мы хотим изобразить вечерний уличный свет, мы будет применять холодные фильтры, наоборот, чтобы приблизиться к ощущению полуденного солнца, будем применять “теплые” фильтры.

t65

Например, на этой фотографии я выбрал “холодные” фильтры для имитации холодного, зимнего окружения вокруг модели. На лицо модели светит тарелка без фильтров. На все остальные приборы (на рефлектор, который через отражение от рефлектора снизу светит на лицо и тело модели, на контровые софтбоксы, и также на рефлектор, освещающий фон), на все эти приборы одеты холодные фильтры. Далее в RAW конвертере цветовая температура была еще сдвинута в на 1000-1500K в холодную сторону, что придало фотографии еще большее ощущение зимы и холода.

Кроме того, существует множество других конверсионных фильтров, выполняющих узкие задачи — например, привести импульс к температуре ламп дневного света и др.

ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Цветными фильтрами можно придать оттенки, окрасить различные детали.

t66

Например, на этой фотографии на всех источниках, кроме основного, рисующего света (портретная тарелка), одеты фильтры, имеющие цвет морской волны (смесь синего и зеленого) Применяя эти фильтры, и смешивая их с синим фильтром, я добился ощущения морской воды, модель выгляди как будто находится под водой. Легкое дуновение вентилятора снизу подчеркивает этот эффект, имитируя плавающие в воде волосы.

t67

Здесь цветной фильтр применен как дополнение к яркому цвету платка. Фильтры соответствующего цветы одеты на софтбоксы, освещающие модель сзади, а также на фон (рефлектор с сотами). Здесь цветные фильтры выступают уже самостоятельным решением, подчеркивающим и продолжающие цвет платка.

t68

На этой фотографии я слегка окрасил тени на теле модели и фон, придав ему оттенок, который присутствует в мэйкапе модели. Здесь это уже не имитация освещения, не самостоятельный эффект, а скорее тонирование фотографии, придание ей единой цветовой гаммы. В фотографии по сути остается два цвета: телесный и цвет мэйкапа модели.

ДРУГИЕ ФИЛЬТРЫ

Существует и другие фильтры: защитные, поляризационные, отражающие. Я рекомендую всем фотографам пробовать, экспериментировать с фильтрами, помня, что только самостоятельное изучение и тестирование фильтров позволит разобраться со всеми их свойствами и главное увидеть грандиозные возможности, которые дарит их применение.

Оригинал статьи здесь