icc профиль

Цветовые пространства Часть I — sRGB или AdobeRGB

Каждый, кто когда либо печатал свои цифровые снимки, знает, что передать цвет с монитора на печать не простая задача. За частую мы получаем от фотоцентра ненасыщенные или тёмные снимки, или того хуже и то и другое. Связано это с разными стандартами, которыми пользуются устройства цветовоспроизведения, будь то монитор, фотоаппарат или принтер. Данная статья посвящена тому как передать цвет с монитора на бумагу.

cv1

В цифровой технике (монитор, принтер, фотоаппарат, компьютер) для описания цвета используют разные цветовые модели. Основные из них у всех на слуху: RGB, CMYK, LAB. Нас, как фотографов будет интересовать модель RGB. Согласно ей каждый цвет можно разложить на сумму трёх основных цветов: Red (красный), Green (зелёный), Blue (синий). Например (255,0,0) — абсолютно красный цвет и т.п.

В недалёкие, но мохнатые годы был проведён следующий эксперимент. Он проводился в комнате, где в стенке было два отверстия. В одно отверстие подавался определённый цвет (свет с длинной волны, например, 555 — зелёный). В другое отверстие подавался цвет, который можно было изменять с помощью трёх основных регуляторов. Не трудно догадаться, что регулировать можно было красную, зелёную и синею составляющую цвета. Эксперементуемому предлагалось с помощью регуляторов подобрать цвет. Конечно это делалось по ощущениям. Это был очень сложный эксперимент и за один сеанс человек мог нормально подобрать около 3ёх цветов. Поэтому длилось всё это действие очень долго. Каждый раз положения регуляторов записывались и наносились на миллиметровку (по одной оси длина волны, по другой положение регулятора). В результате эксперимента получили первое цифровое описание цвета, которое приняли все производители цифровой техники, занимающиеся цветовоспроизведением.

Принять то приняли, но подстраиваться решили очень нестандартным способом. Например выпустили принтер, напечатали на нём контрольный отпечаток, например, красную страницу и увидели что принтер то послал сигнал совсем не такой как в принятом стандарте. И они решили создать некий файл поправок, чтобы пришедший с компьютера на принтер «по стандарту» красный сигнал был правильно передан и напечатан именно красным, а не бурым. И назвали они его epson.icc Это и есть цветовой профиль, т.е. таблица перехода от кодов производителя на коды «по стандарту». Вот и размножились все эти цветовые профили (AdobeRGB, AppleRGB, SonyRGB, DurstRGB, NecRGB, CanonRGB и т.д.) и запутали нас раз и на всегда :)

Разделим их на четыре основных группы (ФотоаппаратRGB, МониторRGB , ФотошопRGB и ПринтерRGB) и поговорим отдельно о каждом из них.

1. ФотоаппаратRGB

В любой цифрозеркалке есть настройка цветового профиля (Рис.1) . Этот профиль присваивается к фотографии если она сохранена в JPEG. В случае, если же фотограф снимает в сыром RAW-формате, совершенно не важна настройка цветового профиля камеры, потому что в RAWе информация о цвете и свете хранится раздельно и мы можем в любой момент присвоить нужное нам пространство (например, sRGB, EpsonRGB и т.д.).

Выбор цветового профиля на фотоаппарате Sony A200

Рис.1

Вывод:

- снимая в JPEG мы заведомо должны определиться с будущим цветовым профилем

- снимая в RAW можем не думать что ставить в настройках

2. МониторRGB

Прежде чем поговорить о том как и зачем устанавливать для монитора цветовой профиль, разберёмся в следующих терминах: калибровка и цветовой охват.

И так, калибровка монитора это всё равно что настройка гитары. Для этого понадобится специальное usb устройство — калибратор. Бесспорный фаворит из производителей это компания X-Rite (обзорами я не занимаюсь, но поверьте, что это так). Стоимость калибратора около 10 тыс. рублей. В результате процедуры калибровки монитора на выходе сохраняется файл с расширением icc. Это и будет цветовым профилем монитора. В отличие от гитары калибровку монитора делают 1 раз, после покупки. О том как калибровать монитор и назначать ему цветовой профиль можно прочитать здесь .

Теперь поговорим о цветовом охвате . На Рис. 2 изображен видимый спектр света, т.е. всевозможные цвета, которые может воспринять человеческий глаз.

Цвета, которые способен различить человек

Рис. 2

Теперь проецируем на него охват плохого ( Acer x193HQ ) и хорошего ( Nec p221w ) мониторов (Рис.3)

Сравнение охватов двух мониторов

Рис. 3

Из Рис.3 видно что охват хорошего монитора больше чем плохого, т.е. Nec покажет больше цветов, чем Acer. Теперь добавим сюда же охват устройства ( Durst theta 76 ), которое используют практически все печатные центры (Рис. 4)

Сравнение охватов мониторов и печатающего устройства

Рис. 4

Если применять экранную цветопробу , то в случае дешёвого монитора мы так и не получим результата (особенно если на фотографии много сине-зелёных оттенков), т.к. цветовой охват этого принтера больше чем у плохого монитора.

Вывод:

- для работы с цветом нужен только откалиброванный монитор, иначе результаты будут непредсказуемыми (о том, как подобрать хороший монитор для работы с цветом можно прочитать здесь)

3. ФотошопRGB

Какой же цветовой профиль использовать при работе в фотошопе?! Вспомним два основных: AdobeRGB, sRGB. Спроэцируем их охваты на уже известный Рис.2, но теперь уже не по средней яркости пикселей, а по определённым значениям (Рис.5)

sRGB, AdobeRGB

Рис.5

Из Рис.5 очевидно, что AdobeRGB шире sRGB на всём протяжении яркостей пикселей.

Теперь добавляем сюда охват Durst theta 76 (Рис.6)

sRGB, AdobeRGB, DurstRGB

Рис.6

Из Рис.6 можно сделать вывод, что пользоваться AdobeRGB следует в случае если мы собираемся напечатать фотографию, на которой множество сине-зелёных или жёлто-зелёных оттенков (Например, пляж, море и небо). Во всех остальных случаях нам ПРЕдостаточно sRGB. По собственному опыту скажу, что AdobeRGB практически никогда не использовал.

И напоследок сравним охваты этих двух пространств с нашими мониторами (Рис.7 и Рис.8)

sRGB, AdobeRGB, NecRGB

Рис.7

sRGB, AdobeRGB, AcerRGB

Рис.8

Из Рис.7 и Рис.8 очевидно, что плохой монитор практически повторяет охват sRGB, а хороший — AdobeRGB

Вывод:

- рабочее пространство в фотошопе удобнее поставить sRGB, так как опыт и практика показывают что это преимущестов в сниезелёных тональностях не значительно (о том как настроить цветовое пространство в фотошопе можно прочитать здесь)

- для профессиональной работы с цветом нужен хороший монитор, но как мы убедились из Рис.7, достаточно монитора, охват которого совпадает с sRGB

4. ПринтерRGB

Как мы уже знаем, каждый производитель принтеров выпускает цветовой профиль к своим моделям. Как правило они находятся на прилагаемом диске. Нужны они для экранной цветопробы .

У так называемых минилабов (например, durst theta 76 ) цветовой охват меньше, чем у широкоформатных струйных принтеров (например Epson Stylus Pro 11880 ) (Рис.9)

sRGB, AdobeRGB, EpsonRGB

 

Рис.9

Из Рис.9 следует, что если мы фанатеем по качественной печати, особенно в светлых областях, то лучше использовать струйную печать (как правило она дороже на 50%).

Общий вывод:

- снимаем в RAW

- монитор должен быть откалиброван

- работаем в sRGB в фотошопе и проблем с цветопередачей не будет, используем обычные минилабы для печати

- для сложных цветовых изображений используем более широкие цветовые профили (например, AdobeRGB) в фотошопе и струйные принтеры для печати

______________________________

Спрашивайте если что то осталось не понятным!

  • ага, Email моё имя

    не смог читать
    такие перлы, как «Эксперементуемому» и «синею составляющую», взрывают мой моск и я становлюсь просто зомби, готовым убивать, убивать, убивать…

    • http://www.facebook.com/people/Daniil-Kozemiakin/100000945879533 Daniil Kozemiakin

      Согласен, не каждому дано)