Формат DNG

image0011 «DNG» — придуманный компанией Adobe формат хранения изображений. Расшифровывается, как «Digital NeGative» — «цифровой негатив».

Зачем ещё один формат? В первую очередь, для тех, кто снимает в RAW.

RAW — «сырые» данные, полученные камерой (или сканером) прямо с матрицы. Безо всякой обработки — как считал, так и записал. Это потом RAW по специальным алгоритмам превращается в JPEG, но начинается всё с RAW. Многие камеры умеют записываеть на карточку памяти не только JPEG, но и исходные RAW-файлы.

Специальные программы вроде Adobe Photoshop или Lightroom умеют эти RAW читать.

В чём выгода RAW? Практически во всех случаях камера считывает с матрицы гораздо больше данных, чем потом идёт в JPEG. Это похоже на планирование, какие вещи взять в отпуск — берётся много, но реально используется не всё. Просто в силу ограниченности грузоподъёмности самолёта. Например, матрица моей камеры может различать 16384 оттенка красного цвета. Однако в JPEG можно «утрамбовать» только 256 оттенков. Так что приходится «огрублять». И не факт, что процессор камеры справится с этим так, как хотим мы.

Поэтому сохранение RAW позволит позже обработать более цветастую, полную картинку на мощном компьютере. Причём, управлять процессом обработки, чтобы он шёл так, как нужно нам. Например, указать программе, что вот этот вот участочек надо сделать поярче, а этот — потемнее.

Я желаю многие лета компаниям, которые делают камеры. Но где гарантия, что тот же Olympus не исчезнет в горниле очередного кризиса или не решит сменить профиль деятельности? И кто тогда будет поддерживать их форматы RAW?

Сколько камер, столько и форматов RAW. Стандартов в этой области пока нет.

Можно конечно надеяться, что какая-то компания-доброохот возьмёт на себя поддержку старых RAW, но веры в это мало.

Так что, думая о будущем, нужно думать о переводе своих фотографий из RAW во что-то, более стандартизированное. Формат DNG был разработан как раз для этих целей. В нём могут храниться данные с матрицы фотоаппарата, но при этом структура файла хорошо документирована и стандартна. Так что с его поддержкой проблем не будет и через год, и через десять лет, даже в отсутствие Adobe.

Идеально было бы, если бы производители камер сразу писали данные в DNG. Но… «анархия раздирала детей лейтенанта Шмидта». Пока в формате DNG пишут некоторые камеры Hasselblad, Leica, Pentax, Ricoh и Samsung. Первые три производителя — вполне значимые игроки на рынке камер, так что есть надежда, что Canon, Nikon, Olympus, Fuji, Sony и остальные тоже поддержат мудрое дело. Однако очевидно это потребует некоторых переделок сборочных линий, а прямой выгоды с этого нет. Вот они и не ставят DNG себе в список приоритетных задач.

Какие ещё есть преимущества у DNG? Таких преимуществ несколько.

Во-первых, меньший размер по сравнению с оригинальными RAW. По крайней мере, в моём случае. Как пример, до преобразования в DNG файл весил 18.7 мегабайт, после преобразования — 16.3 мегабайта. Когда файлов много, экономия значительная.

Во-вторых, по моим субъективным впечатлениям, Lightroom с DNG работает несколько быстрее.

В-третьих, данные о редактировании изображения пишутся не в XMP, а напрямую в DNG. Меньше файлов, меньше риска что-то забыть или потерять при бэкапе.

XMP — файлы, в которые записываются все изменения, которые вы делаете с файлами RAW. Это часть концепции «неразрушающего редактирования» — когда вы в любой момент можете убрать все изменения, сделанные вами в картинке. Ну и вынужденная мера — ведь файлы RAW нередактируемые. Их просто боятся трогать, потому что они в основном недокументированные. Читать ещё можно, а писать — увольте. Но где-то изменения сохранять надо? Вот и придумали писать их в текстовый файл, лежащий рядом с оригинальным изображением. Туда записываются такие настройки, как яркость, экспозиция, контраст, локальные изменения экспозиции, и т. п. В DNG эти данные пишутся прямо в сам файл, там предусмотрено для них место.

В-четвёртых, когда формат один, можно сосредоточиться на оттачивании качества софта для его обработке, а не на разработке модулей для очередного экзотического варианта RAW.

В-пятых, многие камеры «обрезают» изображение, чтобы вписать его в стандартное соотношение сторон 2:3, 3:4 и т. п. И часть пикселей по краям просто «прячется» внутри RAW. Извлечь их на свет можно с помощью бесплатной утилиты «DNG Recover Edges».

Как сделать DNG?

Здесь так же есть несколько вариантов:

1. С помощью программы Adobe DNG Convertor

2. При скачивании файлов с флешки через программу Adobe Bridge

Как смотреть DNG? В первую очередь опять же Bridge. Однако их умеет смотреть и XnView, и ACDsee. Однако кроме Lightroom и Bridge остальные товарищи делают это довольно медленно.

Какие минусы у DNG? Самый главный минус — софт, поставляемый с вашей камерой скорее всего новые DNG читать не сможет. А оно нам и не надо, ведь мы будем обрабатывать фотографии исключительно в фотошопе.

Кому не нужен DNG? Он не нужен тому, кто не снимает в RAW, и не хранит архивы в RAW. Перевод картинок в DNG в этом случае будет лишней тратой времени и сил. Для всех остальных вреда от перехода на DNG не будет, а польза вполне вероятна.